Мечта каждого родителя — дать приличное образование и воспитание своему ребенку. Мечта каждого учителя — обучить всех своих учеников своему предмету, воспитать любознательных, заинтересованных, успешных граждан нашего общества. Итак, у родителей и учителей есть важные общие ценности, желания, интересы. И родители, и учителя намерены действовать в интересах и на благо ребенка. Откуда же возникают противоречия, конфликты? Делить ведь нечего! И все же, вероятно, каждый учитель сможет припомнить ситуации, когда у него не складывались взаимоотношения с кем-то из родителей, а почти каждый из родителей сможет привести примеры, когда возникали трения с кем-то из учителей. Как и почему это происходит?

Поскольку цели общие — обучение и воспитание ребенка, — значит, корень проблем нужно искать в средствах — в том, как и с помощью чего реализуются эти цели, какие условия и отношения возникают в процессе продвижения ребенка к «разумному, доброму, вечному». И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов личные симпатии, антипатии, которые могут складываться между учителем и родителем в процессе их общения, имеющие косвенное отношение к учебно-воспитательному процессу, но создающие важный фон, «рабочую атмосферу», которая окружает всех «участников образовательных отношений».

Итак, и учителя, и родители прилагают усилия для обучения и воспитания ребенка. Когда несколько людей осуществляют общую деятельность, возникает проблема распределения сфер ответственности и обязанностей. И здесь появляется первый повод для конфликтов. Учителя жалуются, что родители совсем не занимаются обучением и воспитанием детей, родители — что учителя плохо выполняют свои обязанности, рассчитывая, что ребенка всему научат дома. Существует целый ряд юридических документов, регламентирующих права и обязанности всех участников образовательного процесса, — это и внутришкольные нормативные акты (Устав, Правила внутреннего распорядка и др.), и федеральные, и региональные Законы (Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ», Семейный кодекс РФ и др.), и даже международные конвенции (Конвенция о правах ребенка и др.). Однако, представляется, что дело не в недостаточной отрегулированности прав и обязанностей детей, учителей и родителей (хотя знать свои и своего партнера по общей деятельности права и обязанности никогда не лишне!), а в элементарном отсутствии диалога и взаимного согласия относительно того, кто, что и каким образом будет делать. Учитель и родитель союзники, но между ними, как правило, отсутствует даже намек на «союзнический договор», то есть хотя бы устное соглашение об общих «правилах игры» в деле образования ребенка. Проблема выливается в целый ряд недоразумений:

Учитель:

— слабо учитывает семейную ситуацию ребенка, а то и просто о ней не знает,

— не учитывает (и не использует!) семейные приоритеты и ценности конкретной семьи,

— не использует или нерационально использует возможности родителей,

— не управляет активностью и энергией родителей, направленной на получение максимальной пользы для своего ребенка, а, наоборот, старается эту активность погасить или хотя бы снизить, как непредсказуемую и опасную,

— не делится с родителями своими наблюдениями и успешным опытом обучения ребенка, использования его возможностей,

— не получает информации от родителей об их успешном опыте обучения ребенка, или не доверяет этому опыту,

— сталкивается с тем, что родители смотрят на школу глазами ребенка, поскольку у них недостаточно собственной информации и др.

Родитель:

— имеет искаженную или неточную, неполную информацию о происходящем в школе,

— не знает, как ведет себя в школе ребенок, поскольку поведение непосредственно зависит от среды, а в школе она иная, чем дома; по этой же причине не может повлиять на поведение ребенка в школе,

— как правило, знает требования школы, но не понимает, почему они применяются к нему и к его ребенку именно таким образом, поэтому, нередко, игнорирует их или даже активно отвергает,

— не получает информации от учителя об успешном опыте обучения ребенка и не может использовать этот опыт дома,

— постепенно начинает относиться к учителю и школе, как к источникам непредсказуемых неприятностей, непонятных требований, безосновательной критики; в связи с этим, старается учителей и школы избегать, что только усугубляет ситуацию.

Второй источник недоразумений, иногда превращающихся в серьезные проблемы и конфликты, психологический. Речь об эмоциях, вернее, о недостаточном внимании, которое им уделяется педагогами и администрацией некоторых школ. Все-таки, образование — это, прежде всего, люди — дети, родители, бабушки-дедушки, завучи и директора, прочие специалисты. А во взаимоотношениях людей всегда много эмоций, и возникают они по самым разным, порой, мелким поводам, причем, повлиять на взаимоотношения могут очень серьезно.

Одним отношение из поводов для появления негативных эмоций становится непонимание того, что происходит, и непонимания позиции других лиц в этой ситуации. Непонимание, в свою очередь, возникает из-за недостатка информации, о котором мы говорили выше. Но есть и другие причины для эмоций, на которые хотелось бы обратить внимание.

Серьезный повод для возникновения эмоций — оценки. Важную часть деятельности педагога составляет оценивание деятельности учеников. Я подчеркиваю, именно деятельности, поведения учеников, а не их самих, не их личности! Об этом, увы, забывают сплошь и рядом, как учителя, так и родители. Сейчас речь не только об оценках, выставляемых в дневник, но и о словесных, описательных оценках поведения и деятельности. Любые оценки ребенка вызывают вполне определенные эмоции у родителей, тем более что практически всегда воспринимаются, как оценки их самих и их родительской компетентности. То есть, например, двойка в дневнике воспринимается родителем не только как оценка знаний ребенка по предмету, но и как двойка ему, родителю, не позаботившемуся о должной подготовке сына или дочери к уроку. При этом как-то возразить или оправдаться не получится — прямого канала связи с учителем не существует, объясниться невозможно. Невозможно возразить и на критику учителем ребенка на родительском собрании — не будешь же оправдываться при всех. Так постепенно формируется общий негативный фон отношения родителей к школе и учителям.

Исходя из изложенного, попробуем сформулировать некоторые возможные шаги, которые могут быть полезными для выстраивания подлинных отношений сотрудничества, взаимодействия педагогов и родителей как союзников в общем деле образования детей.

Прежде всего, необходимо обеспечить прямую коммуникацию, возможность встречаться, говорить и слушать, обмениваться информацией, делиться опытом, договариваться всем заинтересованным сторонам — учителям, руководству школ, мамам, папам, бабушкам и дедушкам (если они хотят принимать активное участие в обучении и воспитании детей). Речь, конечно, в первую очередь, о родительских собраниях, но не только о них. Это могут быть и самые разные классные мероприятия, и индивидуальные консультации учителей для родителей, в том числе организуемые с использованием Интернета (электронная почта, Скайп, родительский форум класса или страничка в соцсети и т. п.), и школьные средства массовой информации (школьная и классная газеты, школьный сайт и сайт класса), просто регулярно выделяемое учителем время, когда его никто не будет отвлекать, и любой родитель может прийти и поговорить о своем ребенке и др.

При этом хорошо, если в процессе общения учитель:

— выслушивает проблемы и трудности родителей, пожелания, высказывает понимание, проявляет доброжелательное отношение, отвечает на вопросы,

— интересуется обстоятельствами семейной жизни ребенка, принятым укладом жизни семьи, сложившимися взаимоотношениями и ролью в воспитании ребенка каждого члена семьи,

— ставит родителей в известность о текущей жизни школы и класса, о происходящих событиях и мероприятиях, ближайших и отдаленных планах,

— информирует о способах и критериях оценки той или иной деятельности ребенка,

— делится наблюдениями и своим опытом обучения ребенка,

— критически относится к своему опыту, учитывая, что ситуация в обществе меняется достаточно быстро, и его профессиональные знания и навыки нуждаются в постоянном уточнении и совершенствовании,

— учитывает роль оценок ребенка в эмоциональном состоянии родителей,

— на общих мероприятиях (например, родительских собраниях) поднимает вопросы, важные и интересные для всех родителей; проблемы и критические замечания обсуждает индивидуально с теми, к кому они относятся,

— включает родителей в жизнь класса (участие в подготовке и проведении мероприятий, в подготовке проектов и др.)

— если необходимо предъявить требование или выразить критику, пользуется культурным способом предъявления требований и критики: описывает то, что происходит (без оценок и эмоций, так, как сняла бы видеокамера), после чего выражает пожелание. Например: «Вы не были на прошлом родительском собрании. Я бы хотела, чтобы Вы не пропускали их в будущем» или «Коля сделал много ошибок в прошлом диктанте и получил двойку. Я бы хотела, чтобы Вы повторили с ним дома такие-то правила». Затем, выслушивает возражения, принимает их во внимание или повторяет требование еще раз.

— не забывает, что критикуется только поведение, а не личность ребенка или его характер.

Хорошо, если в процессе общения родитель:

— выслушивает информацию, предоставляемую учителем, высказывает понимание, проявляет доброжелательное отношение, отвечает на вопросы,

— серьезно относится к требованиям учителя, школы, принимает их к сведению и старается соблюдать, поскольку, как правило, они имеют в своей основе государственные требования и не могут быть изменены школой,

— доверяет опыту учителя, признает его статус и профессионализм, прислушивается к его советам,

— старается включаться в жизнь класса, школы,

— сообщает учителю контактные данные для связи, в том числе, оперативной (мобильный телефон, электронную почту),

— по возможности, заранее договаривается с учителем о своем посещении школы, о вопросах, которые хотелось бы обсудить,

— по возможности, в разговоре с учителем избегает эмоциональных заявлений и оценок,

— помнит, что учителя, которые не любят детей, встречаются не так уж часто: им в школе не выжить; а таких, кто не хотел бы детям добра, вообще не бывает,

— в случае возникновения проблем, обсуждает их, в первую очередь, с самим учителем, стараясь найти взаимоприемлемый вариант решения, если это не удается, обращается к завучу или директору школы.

Если же конфликта избежать все-таки не удалось, нужно направить все силы на то, чтобы оставаться в рациональном, конструктивном русле, не позволять эмоциям брать верх. Психолог Людмила Дмитриевна Столяренко, приводит 10 «нельзя» в любой конфликтной ситуации (http://www.elitarium.ru/2010/12/10/kodeks_povedenija_konflikt.html) Итак, нельзя:

  1. Критически оценивать партнера.
  2. Приписывать ему низменные, отрицательные намерения.
  3. Демонстрировать знаки превосходства.
  4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.
  5. Игнорировать интересы партнера.
  6. Уменьшать заслуги партнера и его вклад.
  7. Преувеличивать свои заслуги.
  8. Раздражаться, кричать, нападать.
  9. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
  10. Обрушивать на партнера множество претензий.

Источник: https://edusev.ru/consultation/psiholog/uchitel_roditel_kak_naladit_dialog



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Учитель-ученик-родители. Как строить отношения и избегать Шаблоны для росписи бокалов контурами

Отношение родителей с учителями Учитель и родители, бегущие в одной упряжке - заложники
Отношение родителей с учителями Конфликты родителей и учителей. Как найти общий язык
Отношение родителей с учителями Стиль отношений учителя с родителями » Мир детства
Отношение родителей с учителями Взаимоотношения учителей и родителей учеников
Отношение родителей с учителями Отношения родителей и учителя. - dar25 - darenok
Отношение родителей с учителями Учитель родитель: как наладить диалог?