Закрыть ... [X]

ГБДОУ детский сад № 82 компенсирующего вида

Невского района г. Санкт-Петербурга

Статья

«Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с использованием музыки»

Автор:

Елена Юрьевна Скворцова

учитель-дефектолог

Важным направлением в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста является формирование целостного восприятия окружающей действительности. Дети при нормальном зрении воспринимают огромное количество предметов и явлений окружающего мира. Практически мозг ребенка отражает все, что вокруг видит, осязает, слышит и обоняет. Многое из воспринимаемого детьми без специального обучения не осознается. Хорошо видящие дети не всегда замечают и усматривают в предметах главные признаки, а для восприятия детей с нарушением зрения это особенно характерно. Снижение функций зрения неизбежно приводит к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия еденичных предметов, првоцирует замедленность и нечеткость их опознания. Спицифика развития детей с нарушением зрения проявляется в своеобразии их двигательной активности, что выражается в недостатках координации, точности, ловкости и скорости выполненных движений, формировании чувства ритма, ориентировке в пространстве. Характерным для детей с патологией зрения также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира. В дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения учителем -дефектологом (тифлопедагогом) проводятся специальные коррекционные занятия и совместная деятельность с детьми в течении дня в режимные моменты, где педагог использует специальные методики по развитию зрительного восприятия с применением специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения. Также, учитывая занятия по коррекции зрительного восприятия особенности развития каждого ребенка в условиях зрительной патологии различной степени тяжести,тифлопедагогом проводится коррекционная работа на полисенсорной основе, что предполагает развитие и активизацию не только зрительного, но и других анализаторов в процессе различных видов деятельности. Например: выполнение музыкально-ритмических движений, пение песенок, игры на музыкальных инструментах, театральные сценки, слушание музыки. У детей с нарушением зрения именно музыка повышает эмоциональную выразительность, делает ярче их образные представления, благотворно влияет на снижение нервной возбудимости, способствует их самовыражению. Использование в совместной деятельности с детьми и на занятиях музыкально-ритмических игр, элементов психогимнастики, творческих заданий делает их яркими, интересными и эмоционально насыщенными, способствует развитию фантазии и самостоятельности. И одновременно позволяет решать ряд коррекционных задач: формирование бинокулярного зрения, укрепления мышц глаз, развитие цветовосприятия, прослеживающих функций глаза, глубинного зрения, слуховой и пространственной ориентации, совершенствование речевой деятельности и коммуникативных навыков. Все музыкальные игры и упражнения можно разделить на группы с учетом коррекционной направленности: развитие основных движений, навыков ориентировки в пространстве, развитие глазодвигательных функций; развитие вестибулярного аппарата, координации движений, чувства ритма, совмещение зрительных и слуховых образов; коррекция вторичных нарушений, связанных с определенной зрительной патологией. Большое значение имеет правильная организация предметно-развивающей среды в группе и кабинете учителя- дефектолога и коллекция аудиозаписей для слушания музыки, сопровождения театральных сцен, сказок с подражательными движениями и музыцированием, развитие координации движения под музыку, релаксации. На коррекционном занятии можно использовать короткие музыкальные фрагменты для проведения: физкультминуток и зрительных гимнастик; на занятиях по формированию предметных представлений с целью создания образа воспринимаемого материала; включение музыкальных зарисовок с целью отдыха.

Использование музыки в коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрения не только доставляют каждому ребенку радость, вызывают интерес, но и позволяет эффективно развивать зрительный анализатор, помогают преодолевать различные проблемы в развитии.

Из коллекции аудиозаписей: Аудиэнциклопедия -«Привет, я Чевостик». Детское издательство ЕЛЕНА, Татьяна Суворова «Спортивные Олимпийские танцы для детей, Е. Железнова «Котик» - Сказки для подражательных движений и музицирования(Развивалочки), М. И. Родина, А. И. Буренина «Кукляндия» (Музыкальное приложение), «Шедевры классической музыки» М: ООО «И.М.П.», 2012г.

Литература:

  1. Г.В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Замашнюк, Развитие зрительного восприятия. – СПб.: изд.РГПУ им. А. И. Герцена, 2003г.
  2. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения/Сборник статей. Выпуск №1 под ред.В.З. Кантора. – М.: 2001
  3. А.В. Васильева Зрение: проблемы сохранения и восстановления. СПб.: Вектор, 2011г.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/14/korrektsiya-zritelnogo-vospriyatiya-u-detey-s


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Программа коррекции и развития зрительного восприятия у детей Основ кроя и шитья

Занятия по коррекции зрительного восприятия Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия детей
Занятия по коррекции зрительного восприятия Экспериментальное исследование возможностей занятий по
Занятия по коррекции зрительного восприятия КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЕТЕАРУШЕНИЕМ
Занятия по коррекции зрительного восприятия Коррекция зрительного восприятия детей с. - Реферат. ру
Занятия по коррекции зрительного восприятия Афоризмы Ибсена - вся Норвегия на Русском
Занятия по коррекции зрительного восприятия Вячеслав Добрынин - Не сыпь мне соль на рану Текст песни с аккордами


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ